Параграф ГДЗ Юдовская история 7 класс

Юдовская7 параграф 18-19

С начала 16 века в Европе существовали две точки зрения о политическом устройстве.

1) Объединение Европы под началом какой-либо одной страны. Эта идея продвигалась Испанией, а в частности – королевской династией Габсбургов. Они считали, что должна существовать единая империя, объединяющую европейские страны, которые становились её вассалами. А во главе этой империи должен стоять католической император, поддерживаемый лично папой римским.

2) Европа должна состоять из национальных государств, а порядок на континенте поддерживаться за счет баланса сил. Этого взгляда придерживались Франция и Англия.

Безусловно, эпохе Нового времени соответствовала вторая точка зрения, так как она способствовала наилучшему экономическому, политическому и общественному развитию государств и отражала интересы различных слоёв населения национальных государств.

Тридцатилетняя война длилась с 1618 по 1648 год и основной её причиной стали противоречия между католиками и протестантами, а также сопротивления влиянию династии Габсбургов, которые хотели объединить Европу под своей властью.

Война получилась общеевропейской, так как прямо или косвенно в неё были втянуты почти все крупные европейские государства. Так, участниками войны были германские княжества, Швеция, Австрия, Дания, Англия, Шотландия, Франция, Голландия, Португалия, Речь Посполитая и даже православное Московское царство и ещё некоторые другие европейские государства.

Шведский король Густав II смог собрать хоть и небольшую, но регулярную и профессиональную армию, с хорошей дисциплиной и грамотными офицерами.

Так, для пополнения рядов шведской армии, помимо добровольной вербовки стала проводиться принудительный рекрутский набор. Впервые армия на половину состояла из крестьян, получавших повинность за службу. В офицеры же звали образованное шведское дворянство, которым за службу давали широкие привилегии.

Обучение армейского состава было непрерывным, также часто проводились учения. А нарушения дисциплины строго карались.

Вместе с этим было усовершенствовано вооружение. Теперь мушкеты имели меньший калибр и вес. Благодаря этому, шведские войска по скорости совершали 3 выстрела, в то время как противник – всего 1.

Ну и конечно же шведский король обладал мощной кавалерией и подвижной артиллерией. А в шведской армии ещё и использовалось линейное тактическое построение.

План «Вестфальский мир»

1) Вестфальский мир прекратил вражду между католиками и протестантами и уравнял их права.

2) Была закреплена раздробленность Германии, и князья стали независимыми правителями.

3) Территориальные изменения:

а) Независимость Швейцарии и Голландии

б) Франция получила Эльзас

с) Швеция получила порт Штеттин, Западную и часть Восточной Померании, и её залив.

4) Равновесие сил в Европе, благодаря укреплению Франции и ослаблению Габсбургов из Испании.

1700-1721 гг. – Северная война

1701-1714 – Война за Испанское наследство

1733-1735 – Война за Польское наследство

1740-1748 – Война за Австрийское наследство

1741-1743, 1788-1790 – Русско-шведские войны

1756-1763 – Семилетняя война

1768-1774, 1787-1792 – Русско-турецкие войны

1778-1779 – Война за Баварское наследство

Россия принимала участие во всех войнах, кроме:

а) Войны за Испанское наследство

б) Войны за Баварское наследство

Итогами войн стали рост авторитета России на международной арене и вхождение в число великих держав. Помимо этого, также были хорошие территориальные достижения, а именно выход в Балтийскому морю, присоединение Крыма, Малороссии, устья Невы и Прибалтики. Россия стала великой морской державой с сильным флотом.

«Восточным вопросом» традиционно называют комплекс международных проблем и противоречий, связанных с разделом турецких владений (Османской империи) великими державами с 18 по начало 20 века.

Иногда сюда же относят и борьбу народов Балкан за освобождение от турецкого владычества.

Охарактеризуйте цели всех стран, участвовавших в войне, покажите эти страны на карте (1-я группа); охарактеризуйте повод к войне (2-я группа); дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне (3-я группа); дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне (4-я группа); охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны (5-я группа). Обсудите, какие государства стали победителями в войне и почему.

1 группа (цели стран, участвовавших в войне):

Австрия (Священная Римская империя) — установить гегемонию в Германии, сохранить Чехию под своим непосредственным контролем, установить католичество как официальную религию Священной Римской империи.

Испания — установить гегемонию испанских Габсбургов и католичества в Европе, вернуть Нидерланды, изолировать Францию.

Чехия — добиться независимости, защитить свободу вероисповедания.

Дания — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Швеции.

Швеция — утвердиться на Балтике, снизить влияние Габсбургов и Дании, заполучить часть северной Германии.

Франция — уничтожить гегемонию Габсбургов, присоединить испанские Нидерланды и установить границу с Империей по Рейну.

Россия – вернуть Смоленск

2 группа (охарактеризуйте повод к войне):

Поводом начала войны стал конфликт чешских протестантов с императорской властью. 23 мая 1618 года королевские представители были выброшены из окон Чешской канцелярии («Вторая пражская дефенестрация»), что было расценено как объявление войны. В ходе конфликта боевые действия вышли за пределы империи, что придало войне общеевропейский характер.

3 группа (дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне):

Альбрехт фон Валленштейн — генералиссимус, один из самых знаменитых полководцев Тридцатилетней войны. Успешно разгромил восстание в Моравии (1618 год) и одержал победу над трансильванским князем (1621 год).

Но был уволен с военной службы 13 августа 1630 года после того, как императора Священной Римской империи Фердинанда II стали беспокоить амбиции генералиссимуса. Однако несколько поражений от протестантских армий вынудили императора Фердинанда вновь призвать Валленштейна на военную службу, что позволило переломить ход войны в пользу императора. Недовольный тем, как император отнесся к нему, Валленштейн стал рассматривать возможность союза с протестантами. Однако он был убит одним из должностных лиц армии по имени Уолтер Деверо.

4 группа (дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне):

Густав II Адольф — король Швеции (1611-1632). Он проявил себя хорошим тактиком и стал военным реформатором, изменив существующие методы ведения войны. Так, он создал небольшую, но хорошо организованную профессиональную армию во главе с кадровыми офицерами.

В ходе Тридцатилетней войны король укрепил влияние Швеции на остальную Европу, дал стране новый импульс к прогрессу. Он поднял народный дух шведов и поставил Швецию в один ряд с ведущими державами.

5 группа (охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны):

Последним периодом войны был франко-шведский 1635-1648 годы. В 1635 году Франция в открытую выступает против Габсбургов, её союзниками выступает Швеция, Голландия, Венеция, Венгрия и Савоя, а Польша сохраняет нейтралитет. В начальном периоде боевых действий союзники не смогли добиться видимых успехов. Однако, ситуация изменилась в начале 40-вых годов. И уже в 1646 году объединенное франко-шведское войско вторглось на территорию Баварии, и вскоре стало ясно, что война проиграна. Фердинант III должен был начать вести переговоры. Таким образом, 24 октября 1648 года был заключен Вестфальский мир.

Условия этого мира в значительной мере позитивно повлияли на политическую и религиозную обстановку в Европе. Некоторые европейские государства получили независимость (Голландия и Швейцария) и другие земли, а протестанты с католиками были уравновешены в правах. Вместе с этим происходило усиление Франции и ослабление империи Габсбургов.

Великобритания. Ей больше всех везло, они захватили Гибралтар и Менорку у Испании, а также расшили свои владения в колониях, как в Канаде, так и в Карибском бассейне (остров Сент-Китс).

Австрия. Она резко усилилась в начале века после войны с Османской империей и войны за австрийское наследство. К Австрии была присоединена территория современной Бельгии, юг Италии, Сардиния, Мантуя, Венгрия, а к концу века еще и часть территории Речи Посполитой, от Кракова до Тернополя.

Голландия. В Европе она ничего не получила, но при этом утратила влияние на море и стала уступать англичанам.

Франция. Бурбоны добились престола в Испании, но в Европе ничего особо не получили.

Война – это инструмент, который позволяет разрешить территориальные или другие споры при помощи боевых столкновений. При этом война в конечном результате может иметь положительный исход лишь для одной стороны.

Таким образом, появляется замкнутый круг, когда два государства будут вести постоянную вражду на почве предыдущих потерь. Прибавьте сюда же огромные экономические потери и тысячи людских жертв. Поэтому, любые вопросы между государствами лучше решать дипломатическим путем.