Параграф ГДЗ Агибалова история 6 класс
Романские соборы довольно массивные, с мрачными оттенками. Несмотря на свою массивность и тяжесть, они довольно крепкие и могут выдерживать длительные осады.
В то же время готические соборы более «хрупкие» они стремятся ввысь. Они превосходят романские соборы высотой. Здесь также отражается одна из главных идей тогдашней католической церкви, что человек ничтожен по сравнению с Богом, что хорошо подчеркивал размер готических соборов. Также следует отметить, что внутри готических соборов большие пространства, которые поражают своей глубиной взор.
В Средние века преобладающими стилями в архитектуре были уходящий в прошлое романский стиль и новомодный стиль готика. Романский стиль отличался округлостью форм, был довольно массивным и вместе с тем очень гармоничным. Готика отличалась возвышенностью, устремленностью ввысь, легкостью. Вместе с тем, и тот и другой архитектурные стили несли одну и ту же цель — вызвать в человеке чувство преклонения и любви к богу, стремление к спасению души, показать, насколько божественное выше простого человеческого. Эти произведения искусства вызывали у человека чувства благоговения, смиренности, даже покорности.
Аналогично и скульптура того периода, а это были в основном статуи святых или королей, должны были показать величие христианской веры в лице ее лучших представителей.
Основным назначением витражей было не столько создание в готическом храме своеобразного освещения, а формирование у верующих определенного религиозного настроения.
Витражи украшались разноцветными картинами, на которых изображались святые, бог и прочие религиозные сюжеты, хотя в ряде храмов использовались и бытовые сцены. Солнечный свет проходя сквозь стекло витража формировал необычную игру светотени и словно подчеркивал воздушность и возвышенность персонажей.
Можно предположить, что в сочетании с архитектурой витражи вводили верующих в экстаз во время самых ярких служб. Это был очень действенный прием.
В позднем Средневековье книжная миниатюра стала гораздо более выразительной. Она обильно обрамлялась декором, сюжет миниатюры напрямую оказывался связан с текстом и самое главное, книжные миниатюры стали украшать даже светские книги. При этом в качестве героев миниатюры появляются и простые крестьяне, и рыцари, и представители всех других слоев общества. В книжной миниатюре в это время широко стали применяться светотени.
Фресковая живопись к концу Средневековья стала вытесняться витражом, но при этом утратила мрачность, присущая фрескам раннего периода, оставаясь прежде всего украшением храмов, то есть живописью на религиозные темы.